После большой кибервойны с Азербайджаном, вспыхнувшей в сентябре 2012 года в результате громкого скандала вокруг героизации убийцы армянского офицера Рамиля Сафарова, армянские хакерские группы начали расти как грибы после дождя. Крупное киберстолкновение и его широкое освещение в местной и международной прессе заставило хакерское сообщество сгруппироваться. Рост популярности киберактивистов привел к тому, что все больше молодежи стало интересоваться хакерством.
Игровой период
Рекрутинг новых сил еще больше увеличил интерес молодежи к вопросам информационной безопасности. Сначала появились сразу несколько небольших хакерских групп, которые периодически промышляли набегами на турецкие и азербайджанские онлайн-ресурсы. Сообщества появлялись и исчезали – часто они создавались только для одноразового взлома сайтов. Дело порой доходило до того, что на некоторых особо «дырявых» азербайджанских сайтах стояли метки сразу нескольких хакерских групп.
К 2013 году ситуация на киберполях вылилась уже в откровенный стеб. Друг за другом появлялись хакеры, которые прятались за ироничными названиями. К примеру, один налет сделала команда под названием Ananoukh Army (мятная армия) – на взломанных сайтах хакеры развешивали мятные конфеты. Эта их первая атака стала и последней – больше этих «мятных» хакеров никто не видел.
Другая похожая группа, появившаяся в этот период, – Armenian Rabiz Hackers. Она придала кибератакам музыкальные интонации – группа ставила на взломанные сайты музыку в так называемом стиле рабис (армянский вариант шансона). Правда, иногда в плейлисте хакеров неожиданным образом оказывался Бетховен. Группа взломала несколько азербайджанских сайтов и на этом прекратила свое существование, исчезнув через несколько месяцев, как и ее мятные предшественники.
Monte Melkonian Cyber Army – «первая скрипка»
Постепенно, шаг за шагом сообщество хакеров стало оформляться в некое взаимосвязанное и большое объединение. В 2014 году появилась консолидированная группа Monte Melkonian Cyber Army (MMCA) – она образовалась путем слияния нескольких небольших групп. С тех пор и по сей день это наиболее активная группа в армянском хакерском сообществе. Она продолжает дело армянских патриотических хакеров раннего периода. Основные и, пожалуй, единственные цели, которые ставят перед собой хакеры, как и прежде, – азербайджанские и турецкие сайты, базы данных, пользователи соцсетей, электронные ящики и другие информационные платформы противника.
Время от времени на горизонте появляются Armenian Cyber Army и A.S.A.L.A., но по активности они не сравнятся с MMCA – именно MMCA сегодня играет роль первой скрипки в хакерском движении. На своих страницах в Facebook и Twitter она ведет кампании по повышению уровня информационной безопасности среди армянских пользователей, которые, в свою очередь, являются целью для хакеров из Турции и Азербайджана.
Monte Melkonian Cyber Army подошли к делу более системно. Они расширили поле деятельности – кроме сайтов группа взламывала онлайн-базы данных в частном и государственном секторе Азербайджана. По итогам взломов MMCA несколько раз выкладывала в открытый доступ большие массивы банковских данных и другой персональной информации азербайджанских пользователей.
Апрельская война
Анализируя хакерскую деятельность, следует отметить связь виртуальных боев с реальными. Хакеры моментально реагируют на события в реальной жизни. Очередным подтверждением такой связи стали апрельские события 2016 года. 2-6 апреля в «горячей точке» – Нагорном Карабахе возобновились боевые действия. 2 апреля под утро азербайджанская армия перешла в наступление по всему карабахскому фронту. Начались ожесточенные бои. Этот период вошел в историю как «апрельская война». Армянские хакерские группы тут же отреагировали. Одновременно с возобновлением военных действий на фронте пошла волна мощных кибератак. Не отставали и противники – активизировались и азербайджанские кибераскеры. Они, по сути, включились в апрельскую кибервойну первыми, осуществив DDoS-атаки на армянские государственные и новостные сайты. Им помогали «коллеги» из Турции, в частности из группы Türk Hack Team. Но так как после 2012 года в Армении к DDoS-угрозам стали серьезнее относится и уделять защите сайтов больше внимания, то существенного влияния на их работу кибернападения противников не имели.
В ответ активизировалась и армянская сторона – начались DDoS-атаки против азербайджанских информационных платформ. Лидировала уже знакомая читателю группа MMCA – она атаковала ряд крупных азербайджанских государственных и новостных ресурсов. 4 апреля к ней присоединилась группировка Tigran Mets Cyber Army – она появилась в 2015 году, но потом ушла в тень, апрельская военная эскалация заставила ее вновь выйти на киберарену.
В этот же день, 4 апреля хакеры MMCA слили в открытый доступ персональные данные порядка 25 тысяч азербайджанских военнослужащих. Но на этом не остановились – вместе с Armenian Cyber Army, вышедшей из глубокой спячки, они взломали ряд официальных аккаунтов государственных структур. 6 апреля после окончания активной фазы боевых действий хакерская активность с обеих сторон тоже пошла на спад.
Георгий Аванесов и самый большой ботнет в мире
В разные периоды появлялись одни группировки, исчезали вторые, их сменяли третьи, но все они ставили себе одну цель – воевать в Сети против Азербайджана и Турции. В течение всех этих лет хакерство в Армении развивалось исключительно в одном направлении – патриотическом. Как ни странно, даже киберкриминал не давал серьезных ростков. Несмотря на то, что некоторые из хакеров и были в него вовлечены, но так как работали они на международном уровне, то называться сугубо армянскими хакерами не могли. Один из них – Георгий Аванесов. В 2009-2010 годах он был одним из самых известных хакеров в мире. Его разыскивала полиция многих стран, а он в это время руководил Бредолабом – одним из самых мощных ботнетов в мире, который разработал сам в Армении в начале 2009 года.
Считается, что вирусом Bredolab были заражены до 30 млн компьютеров по всему миру, что позволяло ботоводам рассылать более 3 млрд спаммерских сообщений в день. По некоторым оценкам, детище Аванесова было самым большим ботнетом в истории интернета. У Аванесова предположительно были соратники – они так и не засветились, но по некоторым сведениям, одним из них был некий россиянин под ником Birdie. Вместе они не только рассылали спам в огромных количествах, но и активно участвовали в мощнейших DDoS-атаках на новостные ресурсы, банки и даже антивирусные лаборатории. Аванесов был арестован в Ереване в 2010 году, после того как голландские силовики захватили контроль над командными серверами ботнета. В 2012 году он был осужден на 4 года, но вышел раньше, спустя год, в 2013 году по условно-досрочному. Несмотря на «великие победы», как таковым армянским хакером Аванесова, по сути, назвать нельзя.
Рождение хактивизма как социального протеста
Долгие годы отсутствовало и левое крыло хакерства – так называемый хактивизм, или хакерство как выражение социального протеста. Наиболее известный в Армении пример хактивизма – атаки группы Anonymous против государств и корпораций. Впрочем, к 2015 году положение в Армении стало меняться. Первый «звонок» прозвенел летом 2015 года. В июне власти Армении заявили, что собираются поднять цены на электроэнергию. В ответ люди вышли на улицы Еревана, протестуя против повышения тарифов. Мирные митинги отличались масштабом – жители проявили невиданную доселе солидарность, отстаивая свои социальные права. Пресса окрестила это движение Electric Yerevan – впоследствии это название прикрепилось и к акциям.
23 июня произошла кульминация. Ранним утром, еще затемно полиция попыталась разогнать митингующих, применив жестокие методы – дубинки и водометы. Были избиты несколько журналиств, освещающих митинг. Такое давление на демонстрантов со стороны властей усилило протест – через несколько часов на улицы вышло огромное количество народа, который не скрывал своего возмущения действиями правооохранителей. Не остались в стороне от волнений в обществе и хакеры – свою позицию они выразили на понятном им языке. В этот же день в сети появился Twitter-аккаунт ранее неизвестной группы @Antisystem374. Она заявила, что будет атаковать ни много ни мало – полицию. И действительно, сайт правоохранителей police.am лег на некоторое время – судя по всему, Anti System сдержали слово и осуществили DDoS-атаку на веб-ресурс ведомства. Впоследствии группа еще несколько раз атаковала различные государственные сайты – каждая такая атака была своего рода ответом на действия полиции, которые, по мнению киберактивистов, были антинародны и несправедливы. По твитам Anti System внимательный пользователь заметил бы, что хактивисты дружат с патриотическими хакерами и помогают им в вопросах, связанных с внешними угрозами.
Кибервойска и белые шляпы
Подытоживая рассказ, хотелось бы отметить несколько факторов, которые кажутся важными. Сегодня в армянском киберпространстве происходят серьезные трансформации. Изменения эти самого разного рода, но все они отражают глубокие процессы. Можно выделить два основных момента. Первый связан с тем, что высокие технологии приходят в армию. Армия взялась за создание кибервойск. Естественно, это происходит закрыто – информации об этом в открытом доступе мало. Однако известно, что после апрельской войны многие армянские ИТ-компании сами вызвались помочь армии в разработках, связанных, например, с созданием кибероружия, систем перехватов дронов и так далее. Кроме того, армия стала проводить уже открытый рекрутинг в кибервойска, собирая под свое крыло талантливых айтишников еще до того, как они пойдут служить в армию. Второй момент связан с тем, что в последние 2-3 года начало активно расти сообщество так называемых «этических» хакеров, или белых шляп. Они работают на уменьшение возможного вреда от хакерских атак, пытаются найти уязвимости в армянском сегменте Сети и заблаговременно предупредить владельцев сайтов. Результаты этих двух кардинальных изменений пока не видны, но, уверен, уже скоро они будут заметны для общественности.