Mastodon

"Ассирийская карта" в Ираке

Росбалт, 30/05/2003

Рассматривая ситуацию в послевоенном Ираке в этно-конфессиональном ракурсе, обычно говорят о трёх основных группах — арабах-суннитах, арабах-шиитах и курдах. Но ведь кроме этих групп в Ираке проживают представители еще нескольких народов и, в частности, ассирийцы. Как чувствуют они себя в стране, где еще недавно шли бои и не утихают межплеменные распри?

Наш корреспондент в Армении побеседовал с Арсеном Михайловым, председателем Ассоциации ассирийцев Армении "Атур", членом правления Всемирного ассирийского альянса.


— Господин Михайлов, каково сегодня положение в Ираке ассирийцев, которые являются одной из древнейших наций, населяющих эту страну?
— Мы постоянно получаем очень тревожные известия из Ирака. Положение ассирийцев там довольно трудное. Посотоянно до нас доходят сведения о притеснениях как со стороны шиитов на юге, так и со стороны курдов на севере страны. Фактически, после начала войны отношение к ассирийцам, которые являются христианами, резко ухудшилось, так как многими иракцами наступление коалиции было воспринято как "христианская агрессия". Много сообщений о насилии по отношению к женщинам. Сколько бы ни говорили сейчас о демократии в Ираке, исламский режим остается исламским режимом.

— Сегодня в Ираке идут очень бурные процессы дележа власти между различными этническими группами. Какова позиция ассирийцев?
— Я недавно вернулся из Амстердама, где проходила международная конференция, созванная Всемирным ассирийским альянсом (ВАА), в который вошли организации ассирийцев со всего мира. ВАА является членом так называемой иракской оппозиции, которая до начала войны в Ираке базировалась на Западе. В 2001 году наша организация "Атур" стала членом правления ВАА.
На конференции было решено добиваться изменений в конституции Ирака. Как известно, во времена Хусейна в соответствии с конституцией в Ираке проживали только арабы и курды. Ассирийцы как таковые просто не существовали, они могли называть себя либо арабами-христианами, либо курдами-христианами. Отрицалось само существование целого народа. А ведь ассирийцев в Ираке более 1,5 миллионов.
Теперь мы добиваемся федеративного устройства Ирака, где могла бы существовать ассирийская автономия. Что интересно: на конференции в Амстердаме присутсвовал миреринмир (принц принцев, верховный руководитель — С.М.) езидов Анвар. Так вот, он предложил ассирийцам принять езидов в свою нацию, считать частью ассирийского народа.

— Таким образом езиды хотят решить свои проблемы с курдами?
— Да. Как известно, езиды являются суб-этносом. По сути, они курды, которые проповедуют свою особую языческую религию. При этом езиды подчеркивают свою самобытность и отмежевываются от курдов. Те же, в свою очередь, не принимают в расчет езидов как отдельный этнос. Езиды боятся ассимиляции. Следует подчеркнуть, что езидов в Ираке — около 1,5 миллионов. Ассирийцы с некоторой осторожностью восприняли предложение, однако в конечной декларации, подписанной в Амстердаме, последним пунктом шел тезис о поддержке со стороны ассирийцев желания езидов быть включенными в наш народ.

— Основная часть ассирийцев компактно проживает в Северном Ираке. Каковы ваши отношения с курдами, которые сейчас активно пытаются установить контроль над этим районом?
— Нашим историческим центром является город Мосул, наша древняя столица Ниневия. Кстати отмечу, что и для езидов этот город является центром, так как в его окрестностях находится их святыня — могила шейха Адина. Много ассирийцев также на юге страны, однако, именно Северный Ирак является той территорией, где мы хотели бы иметь автономию, если Ирак, в конечном счете, станет федеративным государстовм, о чем много сейчас говорят на Западе. Мы надеемся, что все-таки получим право быть полноправными членами Ирака.
Ситуация довольно сложная, так как в Ираке всё крайне запутано в этническом плане. К тому же, начались трения между "западной" и "местной" иракской оппозицией. "Западники" хотят светского государства, в то время как среди местной иракской оппозиции, в особенности среди шиитов, крепнет желание основать исламский строй.
Надо отметить, что по курдскому проекту федерализации Ирака ассирийцам вообще не отводится никакой роли. Они должны будут войти в Курдистан, и им обещана некая культурная автономия — право изучать собственный язык и тому подобное. Конечно, это неприемлимо с нашей стороны, мы хотим иметь там свою автономию.
Наши представители на Западе имеют постоянный контакт с лидерами коалиции, у нас были встречи и с Бушем, и с Блэром, и мы надеемся, что нам удастся добиться своего. Кстати, Джордж Буш в своем выступлении, предваряющем иракскую операцию, фактически первым в мире признал наличие ассирийского народа, который находится в угнетенном положении, не признан, и объявил о необходимости решения этой проблемы.
На данный момент с курдами у нас более или менее нормальные отношения. Однако надо учитывать, что в истории было много конфликтов. Хусейн всячески пытался нас стравить, играя на том, что и ассирийцы, и курды считают Северный Ирак своей территорией.
В свое время, в 1914-1918 году, ассирийцам во главе с патриархом Мар-Шмон Беньямином удалось отвоевать все свои исконные земли. Однако тогда курды вероломно сломили ассирийское сопротивление. Курдский лидер Симко в 1918 году призвал к себе Мар-Шмон Беньямина якобы для подписания дружественного договора, и там патриарх и 300 его телохранителей были убиты. Отмечу, что армянские священники предупреждали его о готовящемся покушении, но он их тогда не послушался.
С 1991 года курды фактически де-факто имели автономию в Северном Ираке. Ассирийцам пришлось пойти с ними на союз. В Ираке действует Ассирийская демократическая партия "Зава". Это военизированная организация, у них около 2 тысяч бойцов, которые поддержали курдов на этой войне. Но они находятся под сильным влиянием курдов.

— В Северном Ираке проживает также много так называемых туркоманов. По их заявлениям, в Мосуле, который вы считаете своей столицей, 60% населения именно туркоманы. С ними какие у вас взаимоотношения?
— Надо сказать, что туркоманы — это те же турки, только по политическим причинам им придумали отдельное название. В Мосуле сейчас действительно мало ассирийцев. Сначала их вырезали в 1932 году арабы для того, чтобы окончательно подавить волю народа к созданию автономии. Тогда погибло более 100 тысяч человек. А потом и Хусейн проводил политику выдавливания ассирийцев. Многие бежали в Сирию.
С турками всё крайне сложно. Если с курдами нам еще как-то удается поделить Северный Ирак, то принимая во внимание турецкий фактор, вообще непонятно, каким образом можно будет разделить Ирак на автономии. Не будем забывать, что в 1915 году параллельно с геноцидом армян, когда в Турции было убито свыше 1,5 миллионов человек, проводился геноцид ассирийцев и греков. Тогда погибло 600 тысяч.

— Вы надеетесь на помощь коалиции в деле создания ассирийской коалиции. Не боитесь, что вас моугт использовать в политических целях, а в конце просто "кинуть"?
— Конечно, опасения серьезные есть, если вспомнить, какую политку вели англичане и американцы по отношению к ассирийцам в начале прошлого века, оставив их на произвол судьбы. Ассирийцам сегодня очень нужна помощь. Мы надеялись на Россию, однако, похоже, мы не входим в сферу ее интересов.
Любопытно, что как только началась интервенция в Ирак, в российских СМИ вдруг вспомнили об ассирийцах, начали говорить об их исторических ценностях, памятниках, которые есть на территории Ирака. Однако дальше этого дело не пошло.
Мы надеялись, что Армения будет вести активную политику в Ираке, потому что это ведь единственная христианская страна во всем этом регионе. Однако Армения очень пассивна. В ее внешней политике ключевую роль играет Россия. Пока Россия не решит, Армения, наверное, не будет вмешиваться.
Беседовал Самвел Мартиросян. Ереван
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2003/05/30/100885.html

No comments:

Post a Comment

Տվյալների արտահոսքներ - ադրբեջանական հաքերային թիմերի կողմից

 Վերջին օրերին մի քանի արտահոսքի մասին է խոսքը։  Երկուսը ներկայացվել են Anti-Armenia թիմի կողմից։  Մեկը, իբր պետական տվյալներ են գողացել։ Սա...