Росбалт, 04/02/2004
Возможно ли в Армении повторение грузинских событий? Армянская оппозиция сразу после 'революции роз' стала выступать с заявлениями о необходимости следовать по пути грузинских коллег. Сначала речь шла о незамедлительных действиях, потом революцию решили немного отложить — оппозиция заявила, что будет следовать своему, армянскому варианту свержения нелегитимной власти, который не будет похож ни на румынский, ни на сербский, ни на какой-то другой.
Возможно ли в Армении повторение грузинских событий? Армянская оппозиция сразу после 'революции роз' стала выступать с заявлениями о необходимости следовать по пути грузинских коллег. Сначала речь шла о незамедлительных действиях, потом революцию решили немного отложить — оппозиция заявила, что будет следовать своему, армянскому варианту свержения нелегитимной власти, который не будет похож ни на румынский, ни на сербский, ни на какой-то другой.
Несмотря на горячие заявления первых дней, вскоре стало ясно, что оппозиция не собирается сразу же выводить народ на улицы. Сказались и приход зимы, никак не способствующей революционному энтузиазму народа, и отсутствие реальных, 'горячих' поводов, кроме постоянного напоминания, что парламентские и президентские выборы прошли с массовыми нарушениями, а Кочарян нелегитимен.
Объединения оппозиции не произошло
Ближе к весне недовольные президентом стали проявлять активность. Еще в декабре оппозиционный блок 'Справедливость' заявлял, что к весне власть Кочаряна падет. Утверждалось, что этого можно будет добиться без серьезных потрясений, благодаря лишь активности народа. А лидер блока Степан Демирчян, который был основным противником Кочаряна на выборах и вокруг которого тогда сплотилась практически вся оппозиция, заявил, что смена власти в Армении является общественной потребностью.
Однако, чем ближе к весне, тем яснее становится, что оппозиция в самой себе не способна найти единства. Если в первой половине прошлого года вокруг фигуры Степана Демирчяна собралась почти вся оппозиционная элита, то на данный момент он перестал быть той харизматической фигурой, за которой шел народ, ожидая чудесных перемен к лучшему.
На днях бывший мэр Еревана, а теперь глава партии 'Анрапетутюн' (Республика), входящей в блок 'Справедливость', Альберт Базеян заявил, что намерен предпринять один, но решительный шаг — собрать народ у резиденции главы государства и здания парламента и, потребовав отставки Роберта Кочаряна, призвать население к гражданскому неповиновению. При таком развитии ситуации, подчеркнул Альберт Базеян, Роберту Кочаряну останется два выхода — либо удержать власть путем применения силы против собственного народа, либо уйти в отставку. 'Если на борьбу встанут широкие массы народа, президент задумается, прежде чем отдавать приказ о применении силы, поскольку последствия этого шага будут тяжелыми. Но мы готовы к любому исходу событий, даже к применению силы со стороны властей', — заявил Альберт Базеян. Стараясь привести оппозицию к консолидации, Базеян призвал до 31 января все силы, противостоящие Кочаряну, объединиться. Однако объединение так и не состоялось. Революционный порыв никто не поддержал.
Причин для этого много, но основными являются три. Во-первых, оппозиция в Армении слишком разнородна, и единственное, что связывает ее отдельные части — это стремление сместить Кочаряна. Во-вторых, на данный момент у оппозиции нет серьезного лидера, который был бы признан как со стороны народа, так и со стороны всё той же, весьма разношерстной оппозиции. И в-третьих, властям удалось создать образ стабильности в Армении (чему способствовали пертурбации в соседних Азербайджане и Грузии), которую общественность сейчас не захочет расшатывать.
Скандал в парламенте остался незамеченным
Не добившись объединения в своих рядах, оппоненты Роберта Кочаряна сделали ставку на небольшой кикс, сделанный ранее главой Конституционного Суда Гагиком Арутюняном. Когда после выборов оппозиционные блок 'Справедливость' и партия 'Национальное единение' подали иск в его инстанцию с требованием пересмотреть результаты голосования, Арутюнян не пошел против власти, но, стараясь показать свою беспристрастность и одновременно заигрывая с народом, 16 апреля 2003 года предложил провести референдум о доверии президенту. Это предложение тогда вызвало большой шум, так как, с одной стороны, Гагик Арутюнян назвал его всего лишь 'советом', с другой же — оно было внесено 6-ым пунктом в решение КС по выборам. Тогда Роберт Кочарян довольно жестко заявил: 'Что касается попытки КС представить это как совет, то должен сказать, что советники у меня есть, но КС в их списках не числится'.
Как бы то ни было, прошлой осенью оппозиционные депутаты представили в парламенте проект о внесении изменений в закон о референдуме, который бы позволил им в дальнейшем сместить Кочаряна через плебисцит. Несмотря на то, что пропрезидентские партии в парламенте составляют подавляющее большинство, оппозиционерам удалось хитростью провести в повестку дня этот проект. Причиной стала безалаберность дорвавшихся до власти депутатов, которые уже были уверены в победе над инакомыслящими. Законопроект прошел в повестку дня без голосования, так как был забыт и незамечен, а в соответствии с регламентом к рассмотрению в обязательном порядке подлежат 'те вопросы повестки сессии, срок включения которых в повестку трехдевных заседаний уже истек'.
Именно на этот проект была сделана ставка. Естественно, законопроект заведомо был обречен, так как прокочаряновские силы составляют в парламенте несокрушимое большинство. Но оппозиция, вероятно, собиралась использовать его как запал для начала общественного движения по свержению власти. Однако тут уже хитрость проявила власть. 2 февраля, в первый же день сессии парламента этот вопрос был поставлен на повестку дня, так что времени для проведения предварительных агитационных работ у оппозиции уже не было. Ей не оставалось ничего иного, кроме как покинуть зал заседаний и объявить о дальнейшем бойкоте работы парламента. Теперь депутаты блока 'Справедливость' и партии 'Национальное единение' собираются ходить в парламент только в те дни, когда будут иметь возможность встречаться с прессой, делать объявления и задавать вопросы кабинету министров. А Кочарян в этот же день спокойно уехал в отпуск, давая понять, что устал от детских шалостей своих оппонентов и совсем не переживает за свою власть. Кочарян решил покататься на лыжах и встретиться с участниками всеармянского молодежного слета.
Оплатит ли Сорос революцию в Армении?
Несмотря на заявление лидера 'Национального единения' о том, что в Армении начался парламентский кризис, власть не будет всерьез воспринимать бойкот, так как депутаты от оппозиции составляют весьма скромное меньшинство, и их отсутствие не будет особенно заметно.
Но в то же время в последние дни в Армении замаячила фигура Джороджа Сороса. После его ярких заявлений о том, что он гордится революцией в Грузии, в Армении стали опасаться того, что 'великий филантроп' теперь возьмется за финансирование местной оппозиции и спонсирует очередное свержение власти. Тем более в прессе появились сообщения о том, что в связях с меценатом уже засветились армянские оппозиционеры.
Но в то же время в последние дни в Армении замаячила фигура Джороджа Сороса. После его ярких заявлений о том, что он гордится революцией в Грузии, в Армении стали опасаться того, что 'великий филантроп' теперь возьмется за финансирование местной оппозиции и спонсирует очередное свержение власти. Тем более в прессе появились сообщения о том, что в связях с меценатом уже засветились армянские оппозиционеры.
Газета 'Азг' опубликовала материал, в котором сообщила, что на средства фонда Сороса кроме Михаила Саакашвили, Зураба Жвания и Георгия Барамидзе летом 2003 года в Югославию для изучения опыта по свержению Слободана Милошевича были направлены и некоторые представители армянской оппозиции. Из Югославии же в Грузию прибыла группа активистов молодежного движения 'Отпор', в течение трех дней проводившая тренинг около 1000 активистов грузинского студенческого движения 'Кмара' по овладению стратегией и тактикой смещения властей. Как сообщает газета, в трехдневных сборах принимали участие и представители армянской молодежи, придерживающиеся оппозиционных взглядов. Дело дошло до того, что руководителю армянского офиса фонда Сороса Ларисе Минасян пришлось делать заявление о том, что в Армении фонд продолжает свою работу в прежнем режиме и не вмешивается в политику.
В любом случае, в Армении нет той революционной базы, которая была в Тбилиси и которая могла быть спонсирована Джорджем Соросом. Армянские аналоги 'Рустави-2' оппозиционные телекомпании 'А1+' и 'Ноян Тапан' давно прикрыты властями, и им периодически отказывают в предоставлении эфирных частот под разными предлогами. Среди неправительственных организаций также отсутствуют радикальные группы, подобные грузинской 'Кмара'. Общественные организации в Армении давно нашли свои ниши и предпочитают стимулировать реформы в той или иной области, в лучшем случае, через более или менее плодотворное сотрудничество с властями, в худшем — через привлечение старших братьев из европейских и международных структур для оказания давления на чиновников.
А пока газета 'Аравот', известная своей нетерпимостью к власти, сообщила, что готова поспорить на 1000 долларов с любым, кто сомневается, что Роберт Кочарян досидит на своем кресле до 2008 года, то есть до самого конца своего президентского срока. По словам редактора газеты Арама Абрамяна, пока что согласился с ним поспорить только новичок в армянской политике — Арам Карапетян, глава партии 'Новые времена', примкнувшей к блоку 'Справделивость'.
Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2004/02/04/142144.html
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2004/02/04/142144.html
No comments:
Post a Comment