Самвел Мартиросян
В карабахском вопросе наметилась определенная тенденция, которая сама по себе говорит о том, что стороны под давлением западных посредников подводятся к урегулированию конфликта. Камнем преткновения в переговорах по Карабаху является спор между армянской и азербайджанской стороной о том, какой же принцип международного права должен быть главенствующим при разрешении конфликта – право на самоопределение народа или территориальная целостность государства. Естественно, армянская сторона настаивает на главенстве принципа самоопределения, азербайджанская – на территориальной целостности. Предыдущие годы посредники однозначно стояли на стороне Азербайджана, постоянно подчеркивая, что признают территориальную целостность республики. Из чего следовало, что решение карабахского вопроса может быть найдено исключительно с учетом этой доминанты. Позиция посредников была связана в основном с нежеланием создать прецедент по распаду государства по национальному признаку. Однако Ереван и Степанакерт апеллировали к примеру Восточного Тимора. Впрочем, к мнению армянской стороны в этом отношении не прислушивались.
Однако последние высказывания представителей западных государств говорят о том, что в этом направлении происходит революционное изменение позиций. В Ереване в начале октября позвучали ряд заявлений, указывающие на новые подходы международного сообщества к карабахскому вопросу. Так, спецпредставитель Великобритании на Южном Кавказе Брайан Фолл, принимающий участие на семинаре НАТО "Роуз-Род" в Ереване, заявил 6 октября, что противоречия между принципами территориальной целостности и самоопределения нет: "У Армении и Азербайджана разные подходы к этой проблеме – одна сторона настаивает на принципе самоопределения, другая – на принципе территориальной целостности, однако в Хельсинкской декларации говорится, что оба эти принципа равносильны, и по карабахскому вопросу каких-либо аргументов против принципа самоопределения нет".
На следующий же день президент Латвии Вайра Вике-Фрайберга, находящаяся с визитом в Армении, подтвердила слова Фолла: "Мы уважаем принцип территориальной целостности, не умаляя при этом право народов на самоопределение".
Каким образом вдруг принципы территориальной целостности и самоопределения стали не противоречит друг другу? Похоже, что на Западе решили в конкретном вопросе Карабаха разделить проблему на две части. Принцип территориальной целостности сейчас рассматривается в контексте так называемой буферной зоны – семи районов Азербайджана вокруг НКР, которые контролируются карабахской армией. В тоже время принцип самоопределения наций может быть в использован уже в рамках определения статуса самого НКР. То есть западные посредники требуют вывода карабахской армии из буферной зоны. В тоже время для определения статуса НКР предполагается провести референдум.
Этот подход был представлен в докладе авторитетной Международной Группы по Предотвращению Кризисов (The International Crisis Group), которая опубликовала 11 октября доклад "Нагорный Карабах: Мирный План", в котором представляет свое видение по решению карабахской проблемы.
Основные тезисы, представленные в докладе авторитетного центра, предлагают пакет действий, которые призваны решить конфликт. Главные элементы предложенного пакета урегулирования включают:
- Оставление основного вопроса о статусе Нагорного Карабаха открытым с тем, чтобы разрешить его позднее
- Вывод сил Нагорного Карабаха из районов Азербайджана вокруг НКР, которые контролирует карабахская армия
- Отказ Азербайджана от использования силы с целью реинтеграции Нагорного Карабаха
- Размещение международных сил по поддержанию мира
- Возвращение перемещенных лиц
- Возобновление торговых и коммуникационных связей
Кризисная группа предлагает армянам освободить буферную зону, и затем начать мероприятия по определению статуса НКР, который должен быть определен на основании референдума.
Судя по заявлению директора Кавказского проекта Кризисной группы Сабины Фрайзер, в докладе раскрываются элементы, вокруг которых строятся переговоры между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым, которые походят в закрытом режиме. "Обе стороны, по-видимому, близки к соглашению о ключевых принципах мирного договора. Теперь важно, чтобы их правительства начали бы готовить свои народы к компромиссу",- заявила Сабина Фрайзер.
Чего добиваются посредники? Запад фактически убивает нескольких зайцев, добиваясь подобного подхода. С одной стороны решается вопрос с постоянно грозящим дестабилизацией конфликтом. Сейчас и Европе, и США в регионе нужна стабильность, которая поможет экспансии на Южном Кавказе. Заморозив карабахский конфликт, Запад сможет начать активные экономические, общественные и политические программы в НКР, Армении и Азербайджане, усиливая свою экспансию в регионе.
С другой стороны, ввод миротворцев в буферную зону станет еще одним шагом по утверждению западной гегемонии в регионе. Тот же Брайан Фолл в Ереване открыто заявил о планах в регионе: "После урегулирования карабахского конфликта необходимо добиться вывода военной базы России из Армении, поскольку у других стран и организаций также есть желание дислоцировать свои подразделения в регионе, и этот вопрос должен быть обговорен". Размещение миротворцев может стать хорошим поводом для ввода большого контингента. Ясно, что миротворцы будут не из Турции – против этого армянская сторона однозначно будет против. Вашингтон также не сможет непосредственно участвовать в миротворческой операции, так как Москва на это не пойдет. Непосредственное участие НАТО также маловероятно из-за позиции Кремля. Не исключено, что эту нишу смогут занять украинские военнослужащие. Киев уже в июне видимо подготавливался к этому. Тогда заместитель командующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Валерий Фролов заявил, что Украина может направить в Нагорный Карабах миротворцев, подготовив их в течение 2 месяцев. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко также не исключил возможности направления миротворцев в зону карабахского конфликта при согласии всех сторон. Также не исключено, что в регион могут быть направлены миротворцы от имени объединенной Европы. Под предлогом взрывоопасности региона здесь может быть размещена многотысячная армия – нужно будет защищать не только буферную зону, но и разделительные линии внутри самого Карабаха, куда предполагается вернуть азербайджанских вынужденных переселенцев. Кроме того, стоит учесть, что миротворцы могут быть размещены на стратегически важных территориях, так как три района из буферной зоны находятся на границе с Ираном.
Самый важный момент, который представлен в плане- это проведение референдума, который должен выяснить окончательный статус НКР. По предложению Кризисной группы, референдум должен быть проведен после возвращения перемещенных азербайджанцев в Карабах. Предполагается, что референдум может быть проведен не ранее, чем через пять лет после подписания соглашения о мире. В дальнейшем на референдум будет вынесен весь адекватный спектр возможных решений, включая как объединение с Азербайджаном, так и отделение от него. При этом особо оговаривается, что плебисцит будет проведен с участием только карабахских армян и азербайджанцев.
Проведение референдума приветствуется со стороны официального Еревана. В тоже время в Баку если и хотят видеть плебисцит, то только такой, который будет проведен на всей территории Азербайджана- этого также требует конституция республики. Второй вариант естественно неприемлем для армянской стороны. Таким образом, для проведения референдума по рецепту Кризисной группы нужно будет заранее провести плебисцит в Азербайджане по изменению основного закона страны. Если конечно посредники не намерены добиться от Баку подписания соглашения об урегулировании конфликта в обход конституции страны. Подобный подход будет иметь катастрофические последствия, так как может вызвать социальный взрыв в азербайджанском обществе, который может привести к смене власти и дальнейшему приходу радикальных элементов, которые развяжут новую войну.
Нетрудно догадаться, что в случае проведения референдума по изменению конституции Азербайджана результат будет однозначно негативным. Так как в азербайджанском обществе прекрасно понимают, что референдум в Карабахе, даже с участием азербайджанской общины (в период до конфликта азербайджанцы составляли примерно четверть населения Нагорного Карабаха), будет означать неминуемое отделение НКР. По опросам населения подавляющее большинство граждан НКР хотят видеть свою республику вне состава Азербайджана. Разнятся лишь мнения относительно статуса – независимость или же вхождение в состав Армении. Ситуация вряд ли изменится через несколько лет, даже если международное сообщество и местные власти приложат все усилия по усилению доверия и толерантности среди населения конфликтующих стран.
Соответственно Баку, в случае, если подобное соглашение будет достигнуто, рано или поздно будет вынужден пойти под давлением общественности на эскалацию конфликта, дабы не допустить претворения в жизнь результатов референдума.
Таким образом, западное сообщество намеревается как можно быстрее решить свои проблемы в регионе. При этом сам конфликт не будет решен – карабахский котел лишь наглухо закроют. Когда же внутренне брожение достигнет предела, то взрывная волна может оказаться намного сильнее первой карабахской войны.
No comments:
Post a Comment