Mastodon

Ирак, курды: кто-то сеет ветер. Кто пожнёт бурю?

Росбалт, 24/03/2003

Вокруг ввода турецких войск на территорию Ирака сложилась, мягко говоря, непонятная ситуация.

По словам президента страны Эрдогана, с Соединенными Штатами уже существует договоренность об этом — но Джордж Буш 23 марта заявил, что Турции ясно дали понять о нежелательности интервенции...


Не менее странно ведет себя в последние дни турецкий парламент. Сначала он проголосовал против открытия армией Соединенных Штатов северного фронта в Ираке, потом открыл для американских самолетов воздушное пространство и через день его снова закрыл. И при этом Меджлис санкционировал ввод турецких войск в Северный Ирак.

Конечно, можно было бы говорить о том, что турецкие парламентарии в своем противостоянии Америке решили занять проевропейскую позицию, пытаясь еще раз показать свою приверженность демократии, дабы открыть дорогу для Турции в Европейский Союз. Однако дальнейшие действия парламента по санкционированию интервенции опровергают это мнение.
Кроме того, возникает еще один вопрос: каким образом в Турции мог возникнуть политический кризис, связанный с поддержкой основного союзника и кредитора — США?..

В Турции основные вопросы внешней и внутренней политики решает отнюдь не правительство, а уж тем более — не парламент, а могущественный генералитет, за которым в конституции даже закреплено право на военный переворот в случае угрозы национальной безопасности, которым он нередко пользуется.

Поэтому, вероятнее всего, дело с отказом о предоставлении сухопутных границ Турции для открытия северного фронта было не кризисом, а спектаклем, расчитанным на США и союзников.

Правительство и военные, которые, вроде бы, ратовали за открытие северного фронта, только пожимали плечами, кивая на мятежный парламент.
Анкаре понятно, что вход американской армии в Северный Ирак, населенный преимущественно курдами, вызвал бы цепную реакцию. Вытеснение иракской армии из этого региона развязало бы руки курдам, и создало бы благоприятные условия для отделения курдских территорий и дальнейшего создания здесь независимого государства. Последствия подобного хода событий для Турции были бы самыми негативными.

Курды, численность которых, по некоторым данным, в Турции достигает 15 миллионов, в своем неутихающем желании образовать отдельное государство, давно являются основной головной болью Анкары.

Не менее странно ведет себя турецкая армия.
По одним данным, в Северный Ирак вошел 20-тысячный экспедиционный корпус, по другим — всего тысяча военнослужащих, по третьим — турецкая армия вообще не пересекала границы Ирака.
По сообщению британского министра обороны, контингент турецких войск уже находится на территории Северного Ирака — курды опровергают эти сведения, мотивируя тем, что в этом случае об этом было бы уже всем известно, так как они бы развернули боевые действия против окупантов.

Как заявил официальный представитель руководства иракского Курдистана, они рассчитывают только на помощь США. Но в случае отсутствия такой помощи, в защите своих интересов будут полагаться на курдских бойцов.

Согласно заявлению министра обороны Великобритании Джеффри Хуна, Великобритания собирается держать под контролем действия турецких войск в Ираке, которые, по его словам, введены туда для осуществления полицейских функций на границе. Однако понятно, что турецкие войска будут восприниматься курдами отнюдь не как стабилизирующий фактор.
За последние несколько лет Турция неоднократно отправляла свои экспедиционные войска в Северный Ирак для уничтожения повстанческих курдских группировок. Кроме того, надо учитывать, что притеснения курдов со стороны Турции — отнюдь не новое явление в истории, оно не прекращалось со времен Османской империи, и поэтому неприязнь курдов имеет глубокие корни. Да и действия турецкой армии мало чем изменились за последние сто лет. Их обращение с курдами способно только разжечь еще один конфликт в регионе.
Причем конфликт этнический, тлеющий уже столетиями, последствия которого трудно предсказать.

Если также учитывать, что сегодня около 20-25 миллионов курдов проживают на огромной территории в Иране, Ираке, Турции, Сирии, а также в Армении и Азербайджане, то можно представить, какая цепная реакция может начатся в регионе в случае поддержки с какой-либо стороны курдских сепаратистских настроений.
Не исключено также, что и в планы американцев входит подобная дестабилизация ситуации в регионе. Отметим, что 22 марта появилась информация о встрече главы подкомиссии нацбезопасности США Кристофера Шейса с группой местных курдов, в ходе которой с их стороны прозвучало следующее мнение: "Мы не настаиваем на том, чтобы курдское государство было создано именно до конца года. Но мы имеем для этого достаточное количество людей". 

Обычно, такие фразы просто так американцы не публикуют.
Таким образом, действиями Соединенных Штатов и Турции создается реальная угроза для вовлечения в этнический конфликт соседних с Ираком государств. Курды, которые уже столетиями лелеют мечту о создании независимого Курдистана, постараются не упустить этот шанс.
Причем шанс — единственный со времен провалившегося в 1920 году Сервского мирного договора, на основании которого на территории капитулировашей Турции образовывался независимый Курдистан.

Предсказать возможный ход дальнейших событий в случае открытия курдского фронта крайне трудно, так как в этом случае под угрозой окажется территориальная целостность как Ирака, так и Турции, а также Ирана, Сирии, Азербайджана. И не исключено — Армении, участника Договора о коллективной безопасноти. А это уже само по себе автоматически вовлечет Россию в круговорот событий...

Самвел Мартиросян, Ереван
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2003/03/24/90495.html

Анонимщики — против Саддама


Накануне войны, 19 марта, Госдепартамент Соединенных Штатов Америки огласил список из 30 стран, поддерживающих военную акцию в Ираке. В этот список вошли Албания, Афганистан, Австралия, Азербайджан, Колумбия, Чехия, Дания, Сальвадор, Эритрея, Эстония, Эфиопия, Грузия, Венгрия, Исландия, Италия, Япония, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Никарагуа, Филиппины, Польша, Румыния, Словакия, Южная Корея, Испания, Турция, Британия и Узбекистан.

Эти страны были обозначены Госдепартаментом как "коалиция готовности" (coalition of the willing). Но слово willing имеет несколько значений, в том числе — исполнительный, старательный, усердный, охотно делающий что-либо.

Пожалуй, для многих стран из данного списка эти варианты перевода — более подходящие. Если некоторые из них усердны, исполнительны и старательны в своей проамериканской позиции, то другие охотно идут на подобный шаг ради своих близко или далеко идущих целей, пытаясь получить максимальные дивиденды в сложившейся военной ситуации.

Взглянем, например, на членов СНГ, поддержавших военные действия против Ирака. Азербайджан, как всегда, принял не только проамериканскую, но и протурецкую позицию. В то же время, Гейдар Алиев этим шагом упрочивает свои позиции накануне важных внутриполитических событий. Как известно, осенью в Азербайджане пройдут президентские выборы, в связи с которыми как в самой стране, так и за ее пределами уже звучат опасения и прогнозы относительно возможной фальсификации их результатов.

Международные правозащитные организации давно выражают своё беспокойство в связи с масштабным подавлением инакомыслия в стране. Дабы не оказаться в положении армянского коллеги Роберта Кочаряна, который попал под огонь американской критики сразу же после недавнего повторного избрания, Алиев охотно выразил поддержку Вашингтону, после чего, по логике ответной любезности, США предпочтут не заметить очевидных нарушений в ходе выборов.

Еще один американский союзник — Грузия, внешнеполитические шаги которой уже давно имеют стойкую антироссийскую направленность, и в данном случае оказалась неоригинальной. Более того, здесь даже идут разговоры об отправке грузинских коммандос, не снискавших воинской славы в Панкиси, в район Персидского залива для участия в военных действиях против Ирака. Однако и тут Шеварднадзе, которого Совет Европы всё яростнее критикует за откат от демократии (и даже звучат предложения об исключении Грузии из этой организации), своей поддержкой США в первую очередь решает свои сугубо личные политические проблемы.
Но самым поразительным во всей этой ситуации оказалось наличие дополнительного перечня американских союзников — еще из 15 стран, которые, по словам Госдепартамента США, пожелали остаться анонимными. Такого рода участия в военных действиях или политических коалициях история еще не знала.

Интересно, знают ли граждане этих "анонимно участвующих в конфликте" стран о действиях своих правительств, знают ли они причины их анонимного усердия и исполнительности? Узнаем ли мы когда-нибудь, что это были за страны, и в чем была причина их "скромности"? И как вся эта история сочетается с красивыми словами о "коалиции демократических государств", часть из которых попросту скрыла от собственных граждан свое решение по главной проблеме — войны и мира?

Вопросов много, но уже ясно, что в мире действительно появилась новая политическая сила. Были анонимные доносчики, анонимные алкоголики… Теперь появились "анонимные демократии", анонимно поддерживающие вполне явную войну.
Самвел Мартиросян, Ереван
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2003/03/20/89899.html


Русский язык в Армении становится элитарным поневоле

Росбалт, 18/03/2003

17 марта Министерство образования и науки Армении начало масштабные проверки состояния преподавания русского языка в школах, которые продлятся месяц. Тем временем, русский язык в этой стране не теряет своих позиций, вопреки противодействию чиновников.

В системе среднего образования Армении русскому языку отводится особое место. Он занимает своеобразное промежуточное положение между родным, то есть армянским, и иностранными языками (в основном, это английский, незначительное место занимают французский, немецкий, испанский и персидский).

Иностранные языки по учебным планам входят в расписание со 2-го класса, и им отводится 1-2 часа в неделю. Русский же армянские школьники изучают с первого класса и по 2-3 часа в неделю. Как власти Армении, так и общество в целом считают изучение русского языка приоритетным.

Причин такого особого подхода к русскому языку несколько. Во-первых, это традиционная историческая и культурная близость армян к России. Вторая причина в том, что в советский период за русскими школами в Армении прочно закрепилась слава более квалифицированных, по сравнению с армянскими. В советской Армении интеллигенция стремилась отправлять детей именно в русские школы, желая дать им лучшее образование.

Немаловажным фактором, определяющим особое значение русского языка, является и то, что Армения, будучи маленькой и небогатой страной, не в состоянии обеспечить внутренними силами доступ своих граждан к мировой культуре и литературе. Ежегодно на армянский язык переводится чуть более десятка произведений иностранной литературы. Таким образом, всякий желающий приобщиться к богатствам мировой цивилизации в виде печатного слова вынужден изучать русский, либо другой иностранный язык (что сделать гораздо труднее: русский язык постоянно на слуху, в отличие от английского, а уж тем более немецкого, французского и др.).

Это, впрочем, касается не только ценителей высокой художественной литературы, но и любителей детективов и женских романов, которых, как и везде, в Армении много. Кроме всего прочего, большой популярностью в стране пользуются российские телеканалы, которые предлагают намного более качественную продукцию, нежели местное телевидение. Да и армянские телеканалы демонстрируют кинофильмы в основном с русским дубляжем, немаловажной причиной чего является финансовая составляющая. Армянский сегмент Интернета также по большей части — на русском языке.

Россия, со своей стороны, пытается поддержать статус русского языка в Армении. Не случайно первая Международная олимпиада по русскому языку прошла год назад именно в Армении, под патронажем Людмилы Путиной. Растет авторитет Русско-армянского (Славянского) Университета, который в этом году подготовит первый выпуск.

Однако, при всем уважении к русскому языку и его особом статусе в социальной жизни, во всей Армении только в Ереване существует одна русская школа (частная), в которой учатся всего 70 школьников (следует заметить, что русские в Армении составляют чуть более 1,5% населения).
В первые годы после провозглашения независимости Армении одиозным националистическим силам удалось добиться полного закрытия русских школ. Правда, сейчас всё более престижным для армянских школ становится углубленное преподавание русского языка, а во многих школах открываются русские классы.

С этими классами связана отдельная интрига. В Армении существует структура под названием Комитет по языку при Правительстве. Этот комитет, вернее его комиссары, денно и нощно бдят, дабы не допустить проникновения в русские классы армянских детей. Фактически, ребенок имеет право посещать такой класс, если по крайней мере один из его родителей является гражданином Российской Федерации, либо по национальности — русским.

Во всех остальных случаях на посещение русских классов (а уж тем более — русской школы) наложен запрет. Комиссары Комитета по несколько раз "прочесывают" русские классы (школу инспектируют 4 раза в год!), дабы выявить и удалить из них "просочившихся" туда детей граждан Армении.

Но и здесь неизбежный спутник чиновничества — коррупция — позволяет гражданам, непременно желающим дать своим детям русское образование, обходить эти запреты. А таких граждан становится всё больше. Из-за традиционного предпочтения многие армяне стремятся отдать своих детей именно в эти классы, что и вынуждает директоров школ для привлечения учащихся открывать "русские потоки" в своих учебных заведениях. Налицо явная тенденция к усилению роли русского языка в системе среднего образования Армении.
Самвел Мартиросян, Ереван
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2003/03/18/89455.html


Президент Армении — снова перед выбором

Росбалт, 11/03/2003 

В последние годы внешняя политика официального Еревана проводилась под лозунгом комплементарности(взаимодополняемости), и ее смысл состоял в поддержании равно позитивных отношений как с Россией и СНГ с одной стороны, так и с Европой и США — с другой. В какой-то степени подобный подход приносил результаты. Армения успешно развивала стратегическое сотрудничестве с Россией в рамках Договора о коллективной безопасности, а также взаимодействие с европейскими структурами в области безопасности. Армения вступила в Совет Европы, при этом вела активную политику в рамках СНГ.
Однако прошедшие президентские выборы и вызванный ими политический кризис могут резко изменить положение Армении как в регионе, так и в целом на международной арене. Как известно, в оценке выборов мировое сообщество разделилось. Если наблюдатели от СНГ оценили их как однозначно демократичные, то Запад высказался крайне негативно. Наблюдатели ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы были "крайне разочарованы" положением дел в Армении в последние дни. Прошедшие выборы были оценены как несоответствующие демократическим нормам.

К мнению Европы присоединился и Госдепартамент США, в заявлении которого указывалось, что "руководство Армении упустило серьезную возможность продолжить процесс демократизации путем проведения заслуживающих доверия выборов". Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер однозначно заявил, что выявленные массовые наррушения не могут остаться без последствий и этот вопрос будет поднят на последующих заседаниях на парламентском и министерском уровне Совета Европы.

Подобный поворот событий чреват для Армении большими внешнеполитическими неприятностями, например, приостановлением членства страны в Совете Европы. Повторяется ситуация со скандальным переизбранием на президентский пост Левона Тер-Петросяна, после которого он стал невыездным президентом. Роберт Кочарян может оказаться в той же ситуации, из которой у него будет один единственный выход — однозначно переориентироваться на Россию, которая уже выразила свою полную поддержку властям Армении. Напомним, что Владимир Путин первым поздравил Кочаряна с переизбранием, причем на второй день после выборов, не дожидаясь официальных результатов голосования.
Поддержка Москвы ощущалась и раньше, во время избирательной кампании. Позиция основных российских телеканалов, которые пользуются влиянием среди армянского населения, была однозначно прокочаряновская и такой же остается по сей день. За неделю до первого тура Р. Кочаряну была присуждена премия имени Святослава Федорова в сфере политики, которую вручали именитые россияне, имеющие большой авторитет и среди армян. Официальный Ереван не остался в долгу, в те же дни спешно передав в полное финансовое управление России Армянскую атомную электростанцию, один из главных стратегических объектов страны.

Заметим, что в армянском обществе подобный крен в сторону Москвы не вызывает сколько-нибудь ощутимого сопротивления. То, что в Армении хорошо отноятся к России, ни для кого не является секретом. Антирусские настроения, если и существуют, то отнюдь не делают погоду в обществе. Ведь вся история армянского народа в последние два столетия неразрывно связана с Россией, с которой и по сей день большинство населения страны ощущает культурную близость.

По сути дела, Армения осталась на сегодня единственным союзником России в Закавказье. Здесь размещена российская военная база, часть материальных расходов по содержанию которой несет армянская сторона. Границы Армении и ее воздушное пространство охраняются совместно. Кроме того, за последний год Армения передала России в счет погашения своего госдолга несколько своих предприятий, что усилило позиции Москвы и в экономической сфере, особенно в области энергетики. Российские компании начали активно инвестировать в экономику Армении, получая поддержку властей.

С другой стороны, следует отдавать себе отчет, что Запад фактически поставил под сомнение легитимность вновь избранного президента. Если в последнее время в Армении шел, хоть и медленный, но довольно устойчивый процесс демократизации, то теперь, оказавшись в изоляции со стороны Запада, Кочарян способен ради удержания власти дать обратный ход реформам, что уже отчасти и происходит. В республике идут массовые аресты деятелей оппозиции, СМИ испытывают всё возрастающее давление властей.

В создавшейся ситуации Р. Кочаряну грозит опасность попасть под сильный прессинг Запада в вопросе Нагорного Карабаха. Россия же, имея у себя проблему Чечни, не станет принимать ту или иную сторону в этом конфликте. В свое время бывший президент Левон Тер-Петросян, оказавшись в похожем положении, был вынужден попробовать пойти на уступки в связи с Карабахом. Однако на сегодняшний день разговоры о компромиссах в этом вопросе не приемлются в Армении ни одной политической силой и обществом в целом.
Напомним, что следствием "карабахского отступления" стало полное отчуждение Тер-Петросяна. От него отвернулись даже ближайшие соратники. В результате он вынужден был уйти в отставку под давлением генералитета и окружающих его политических сил.
В любом случае, оказавшемуся отвергнутым Западом Кочаряну не на кого будет опереться, кроме как на Москву. Таким образом, Россия получает возможность в создавшейся в Армении внутренне и внешне нестабильной ситуации резко усилить свое влияние как в этой стране, так и в Закавказском регионе в целом.

Самвел Мартиросян, Ереван

Տվյալների արտահոսքներ - ադրբեջանական հաքերային թիմերի կողմից

 Վերջին օրերին մի քանի արտահոսքի մասին է խոսքը։  Երկուսը ներկայացվել են Anti-Armenia թիմի կողմից։  Մեկը, իբր պետական տվյալներ են գողացել։ Սա...